Духовность и медицина
пожертвование

Духовность и медицина

Духовность и медицина

Тема духовности и здоровья в последнее время всё больше волнует не только представителей духовенства и церкви, но и самих медиков, не говоря уже о многочисленных пациентах, которые прибегают к помощи духовности, как последней инстанции, сталкиваясь в жизни с теми или иными тяжелыми недугами.

Любопытно, что интерес к духовности начал возрастать в последнее время практически во всех облястях человеческой деятельности от искусства до науки и медицины. Известно, что кинематограф является одним из лучших зеркал нравственности, точно отражающих состояние и тенденции нравственной и духовной культуры общества. В этой связи нет надобности лишний раз говорить о том, какой общественный резонанс вызвал фильм "Остров" Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли, и последовавшая затем целая серия фильмов нравственной и духовной направленности, в которых утверждается высочайшая духовность и торжество нравственных ценностей. Это такие фильмы, как Адмирал, Кука, Мы из будущего, Царь, Чудо, Поп, Юрьев День и многие другие. Говоря о повышении в последнее время интереса к духовности, нельзя обойти стороной и сферу образования, поскольку и там обозначился вполне конкретный интерес к духовной тематике и проблематике. Подтверждением этого служит предложение о введении в России в общий курс школьной программы факультатива такого предмета, как Основы православной культуры. Диаконом Андрем Кураевым в этой связи уже подготовлен специальный учебный курс "Основ православной культуры" для 4-го класса. В то же самое время аналогичные процессы идут не только в России, но в других странах Восточной Европы, где в последнее время прозвучали аналогичные призывы к повышению роли в жизни общества духовности и духовной культуры. В той же Болгарии этот вопрос вызвал самую острую и живую полемику, вылившуюся в открытое обращение церкви к обществу и государству.

Любопытно, что процесс повышения внимания к духовности, не обошел стороной и такую сферу, как естествознание и современная наука. Только в 2009 г. было проведено несколько крупных международных конференций по вопросам духовности в медицине, две из которых были наиболее значимыми. Одна проходила в Вене (Австрия) 5 – 7 мая по вопросам психического здоровья и роли духовности в укреплении психического здоровья, а вторая в Пасадене (Калифорния, США) 17 – 19 февраля 2009 г. по вопросам качества духовной помощи в сфере паллиативного ухода. Кроме того, конференции по вопросам духовности в медицине проходили в Университете Джона Хопкинса, Мэриленд (США), а также в Институте духовности и здоровья Берна (Швейцария).

Если посмотреть на эту тенденцию шире, то можно заметить, что в последнее время при многих крупных учебных заведениях, связанных с естествознанием, стали открываться специальные центры и отделения, целенаправленно занимающиеся изучением аспектов духовности в сфере медицины. Для примера можно привести наиболее крупные:

Центр духовного здоровья Университета Миннесоты (Калифорния)

Центр изучения здоровья, религии и духовности Государственного Университета Индианы (Терри Хоут)

Центр духовного здоровья Университета Южной Каролины

Центр религии и здоровья Техасского медицинского центра (Хьюстон)

Институт духовности и здоровья имени Дж. Вашингтона (Вашингтон)

Европейский научно-исследовательский институт духовного здоровья, Лaнгенталь (Швейцария)

Отделение психиатрии, психотерапии и духовности Королевского Колледжа Лондона (Великобритания)

Центр духовности, здоровья и немощности Университета Абердина (Шотландия)

Международный центр сестринского дела Святого Луи, Париж, (Франция) и др.

В чём причина столь резкого поворота в последнее время медицины и общественного сознания в сторону духовности ?

На наш взгляд, ответ на этот вопрос следует начинать искать даже не в сфере проблем медицины, как таковой, а в тех опасных тенденциях, которые начинают нарастать и проявляться во всём мире в последнее время. Речь идёт о процессах матаглобализации и влиянии на всё человечество научно-технического прогресса и в частности информационных и биотехнологий, которые весьма негативно сказываются в последнее время на духовном, психическом и физическом здоровье огромного числа людей. В этой связи во всём мире резко повышается роль духовности, как основного и единственного гаранта сохранения здоровья не только отдельных людей, но и здоровья всего человечества в целом.

Продолжая разговор о возрастающей в последнее время роли духовности в медицине, хочется обратить внимание на несколько наиболее тревожных тенденций последних лет, среди которых:

- бурное развитие биотехнологий, технологий генного инжиниринга, технологий модулирования структуры ДНК

- бурное развитее информационных технологий и увеличение объёмов разнообразной информации (в геометрической прогрессии)

- активное ухудшение экологии

- появление новых видов зависимостей (компьютерной, игровой) и усилении традиционных (алкогольной и наркотической)

- увеличение разницы (полярности) между богатством и бедностью

- концентрация огромной власти и богатства в руках ограниченной части людей

- обеднение огромного количества людей и т.д.

Закономерно встаёт вопрос: какое отношение данные тенденции имеют к духовности или медицине?

Не удивляйтесь, самое прямое.

Только данные тенденции проявляются не явно, а косвенно. Общий смысл всех этих тенденций свидетельствует о том, что в последнее время очень быстрыми темпами искажается и нарушается естественная целостность всех жизненных процессов, которые едины в своей основе, и которые до недавнего времени поддерживались духовностью и духовными институтами общества. При этом сама духовность выступала основным гарантом обеспечения и соблюдения нравственности, а точнее высших нравственных законов жизни на земле, полученных всем человечеством ещё с незапямятных времён. Эти нравственные законы на протяжении тысячелетий были для человека критериями жизни, которые сохраняли и удерживали поступательные процессы эволюции человека в их естественном развитии. Сегодня вся эта система эволюционного восхождения и гармоничного движения жизни разрушена и на смену ей пришгла суррогатная модель т.н. "быстрого успеха", за которой стоят уже не духовная эволюция с иерархией, а голый человеческий эгоизм, ведомый расчётливым, хладнокровным, интегральным и при этом совершенно бездуховным рассудком. И эта тенденция больше всего тревожит сегодня всех подлинно духовных людей, поскольку она находит сегодня своё отражение в следующем:

- в росте удельного веса онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний

- в появлении целого ряда новых и неизвестных ранее заболеваний и синдромов (орфанных)

- в общем увеличении психической нагрузки и появлении синдромов эмоционального выгорания и хронической усталости

- в повышении удельного веса психических болезней и расстройств (болезнь Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз и д.р.)

- в увеличении числа суицидов

- в ухудшении качества жизни и качества смерти, а также

- в ослаблении всех видов здоровья у огромного числа людей, становящихся заложниками достижений научно-технического прогресса.

Разве этого мало?

Может ли это как-то быть связано с духовностью?

К сожалению это не просто может быть связано, но это самым тесным образом связано именно с духовностью и её состоянием. Только связь эта, также не прямая, а опосредованная и выражается она в первую очередь в утрате человечеством своих этических ориентиров и нравственных ценностей, которые и формируются ни чем иным, как духовностью. На смену истинным духовным и нравственным ценностям приходят новые, преходящие, т.е. очень поверхностные, временные (коньюнктурные) и суррогатные ценности, которые лишены глубокого смысла и нравственности, которые лишены мудрости и гармонии, но зато наполнены ярким блеском лёгкого и быстрого достатка с успехом. А за всеми этими ценностями стоят человеческие пороки, выпущенного из бутылки "джина" полной и абсолютной свободы человеческого эго и суперэго.

Иными словами, мы – весь мир, всё человечество, сами того не замечая, становимся постепенно заложниками как нашего личного, так и вселенского эгоизма, безнравственности и бездуховности, которые усиленно насаждаются и навязываются сознанию средствами массовой информации через агрессивную рекламу и массовую медиа индустрию.

Кто стоит за всем этим?

За этим всем стоит ни кто иной, как его величество Люцифер и его спутник вселенский эгоизм, который диктует каждому человеку следующее:

- «Рви под себя всё и по максимуму, не считаясь ни с кем и ни с чем, иначе сорвут другие»!

- «Живи здесь и сейчас, поскольку нет ни прошлого, ни будущего»!

- «Не считайся ни с кем и ни с чем, жизнь коротка и со смертью для тебя закончится всё, всё, абсолютно всё»!

- «Ищи только славу и богатство, это материально и это реально, а духовность – это лишь пустые слова»!

- «Быстрый успех возможен, нужно только немного удачи и знание технологии»!

Разве нам не знакомы эти лозунги 21-го века?

А ведь это именно те девизы, которыми вселенский эгоизм подгоняет и подстёгивает весь мир, ввергая огромные массы людей в гонки соперничества, противостояния, риска, лишения и нищеты с неизбежными разочарованиями, болезнями и страданиями, поскольку счастливчиком и удачником, сорвавшим джек пот может быть только один, а проигравшими, лузерами и неудачниками – миллионы.

Не эти ли девизы и лозунги быстрого успеха обеспечивают ту самую славу, власть, роскошь и достаток с немыслимыми богатствами очень ограниченной группе лиц, именуемых иллюминатами, и реализующими на земле волю вовсе не Бога, а самого князя тьмы Люцифера, являющегося воплощением вселенского эгоизма.

Самое чудовищное то, что проигравших, обнищавших, страдающих и являющихся заложниками вселенского эгоизма сегодня уже более 95% а счастливчиков менее 5% и эта полярность усиливается, хотя ещё совсем недавно эта пропорция была не столь разительной, а составляла в середине 80-х годов прошлого века 85% к 15%, а в лучшие годы расцвета цивилизации была и того меньше. В этом процессе настораживает сама тенденция к глобализации, концентрации и сосредоточению в руках очень узкой группы лиц всей власти и богатства всего человечества. Если дело так пойдёт и дальше, то не за горами будет то время, когда группа лиц, а практически один клан, станет контролировать всё человечество. Не это–ли время в книге Апокалипсиса было названо временем пришествия на землю Антихриста ? Не правда ли, как-то всё это очень похоже на правду.

Но при чём здесь духовность?

А при том, что духовность в данной ситуации является, пожалуй, единственным гарантом нравственности, способным противостоять нарастанию как в массовом, так и в индивидуальном сознании порочных тенденций соперничества, стяжательства, противостояния и разобщения под воздействием вселенского эгоизма.

Именно духовность может быть и является главным залогом соблюдения нравственного закона, который говорит человеку:

- не убивай

- не лги

- не кради

- не прелюбодействуй

- не желай того, что есть у ближнего

- не создай себе кумира

- не произноси имени Бога без надобности и т.д.

Но разве мир живёт сегодня по этим заповедям, данным людям Богом?

Применительно к логике личного и вселенского эго, эти заповеди выглядят просто смешно и наивно, несмотря на то, что именно в них заключена истинная сила нравственного закона жизни на Земле.

Вот почему тем единственным, что человечество сегодня может противопоставить разрушающим всю планету и каждого человека в отдельности тенденциям вселенского эгоизма, является нравственность и только нравственность, как высший закон духовной жизни.

Именно по этой причине в последнее время так возрастает роль и значимость духовности во всех сферах жизни общества. Именно по этой причине духовность становится гарантом не только самой нравственности, но и здоровья общества и каждого отдельного человека. Речь идёт о всех видах здоровья одновременно: и о здоровье нравственном, и о здоровье психическом, и о здоровье физическом. Несложно понять почему нравственный и духовный человек всегда здоровее безнравственного и бездуховного. Он здоровее потому, что у него всегда есть незримый защитник - нраственность, а также его духовные покровители ангелы хранители, ограждающие его от ошибок, пороков, страстей и вредных привычек и склонностей. Бездуховный человек в этом отношении гораздо менее защищён от всех отрицательных факторов нового времени, всех соблазнов и пороков современного мира, который стал невероятно изощрён, безжалостен и жесток. Только безнравственность и ничто больше делает современного человека заложником всех его пороков, его эгоизма и алчности, до самой смерти ввергая в бесконечную череду и вереницу эгоистических игр, не давая ему остановиться ни на миг для того, чтобы обратить свой взор в сторону Бога и в сторону неизбежности смерти. Но ведь любому глубоко образованному человеку хорошо известно, что сам человек изначально глубоко порочен в своей основе, названной святыми отцами церкви первородным грехом, и именно поэтому у человека, не вооруженного нравственным кодексом и духовным знанием, просто нет никакой возможности противостоять этой порочности человеческой натуры, которая проявляется в страстности и склонности ко всевозможным пристрастиям, излишествам, злоупотреблениям и правонарушениям. Именно для сдерживания этой самой порочности человеческой природы и существовал институт греха, который чётко перечислял все те пороки, которые ведут человека к его погибели, к ухудшению здоровья и преждевременной смерти. Вот эти смертные грехи.

- чревоугодие

- блуд

- алчность

- гнев

- печаль

- уныние

- тщеславие

- гордыня.

Кому-то может показаться, что это глубоко символический ряд неких совершенно абстрактных понятий, которые давно уже устарели, но в действительности - это те самые нравственные критерии, которые поддерживают устойчивость и целостность человеческой жизни, не давая человеческому эгоизму, уводить человека в болото его порочности и безнравственности. Эти критерии не имеют временных рамок, поскольку они дадаются свыше и постоянно. Можно сказать, что именно этими нравственными критериями и поддерживается то, что мы называем здоровьем и долголетием. И заданы нам эти критерии нравственности Богом. Вот почему именно духовность выступает гарантом всех видов здоровья человека.

Именно духовность даёт человеку то самое чувство меры и справедливости в жизни, которых его лишают соперничество с эгоизмом.

Говоря о духовности, как о реальной силе, способной сдерживать проявление вселенского эгоизма и глобализма, нельзя обойти вниманием такой весьма показательный факт, который потряс не так давно всю мировую общественность, став из ряда вон выходящим событием. Речь идёт о том, что одни из самых богатых людей мира - основатель компании Майкрософт Билл Гейтс и его друг крупнейший инвестор мира Уоррен Баффет, решили все свои состояния направить на...

... социальные и благотворительные цели.

Вначале это известие вызвало настоящий шок у всех олигархов мира, а затем их примеру последовали и другие крупные бизнесмены.

Каков истиный смысл этого шага и жеста всему человечеству со стороны самых богатых людей мира?

Данный шаг говорит о том, что самые богатые люди мира уже не на шутку, а всерьёз обеспокоены перспективой и судьбой всей цивилизации. И хотя этот жест с их стороны был сделан якобы для всего мира, тем не менее, за ним стоит и их личный страх за свою собственную перспективу на этой земле. Этот шаг очень наглядно говорит всем о том, что судьба мира и всего человечества находится под угрозой, а потому движение в направлении повышения уровня стабильности сегодня даже важнее нормы прибыли.

Нам кажется, что это очень знаковое и символичное явление для всех думающих людей, поскольку это ни что иное, как первый жертвенный жест со стороны иллюминатов, а жертвовать искренне может только духовный и озабоченный состоянием нравственности человек.

Таким образом, это ни что иное, как форма проявления нравственности со стороны богатейших людей мира в направлении стабилизации и гармонизации человеческих отношений.

Возвращаясь к теме духовности, можно сказать, что сама жизнь вынуждает сегодня человека быть на земле не паразитом и потребителем, а хозяином, но хозяином не господствующим, а равным среди равных. Именно нравственность с духовностью делают человека, не эгоистом, а Сыном Божьим и неразрывной частью единой живой системы, единого живого организма под названием планета Земля. В этой связи духовность выступает основой здоровья всей планеты, как единого и глобального организма. При этом понятно, что здоровье этого мегаорганизма находится в тесной зависимости от состояния здоровья всех тех живых существ, которые его составляют, включая и человека. И в этом заключён принцип единства и гармонии всех форм жизни, а духовность выступает основой этого единства и целостности жизни.

Любой медик знает о том, что подлинно здоровый человек – это прежде всего нравственно и духовно здоровый человек, которого не разрывают на части внутренние стрессы, проблемы и противоречия. Здоровый человек – это, прежде всего, человек радостный и во всём гармоничный, т.е. умеющий создавать и сохранять гармонию, как внешнюю, так и внутреннюю. И достигается это состояние радости и гармонии не столько с помощью психологии, сколько с помощью духовности, как более глобальной и всеобъемлющей категории за которой стоит высший нравственный принцип и закон Бога.

Кто-то может подумать, что в этом вопросе именно психологии принадлежит пальма первенства «гармонизатора» человеческой природы, но в действительности это не так. Психология только маскирует человеческие проблемы, вуалируя или перенося акцент внимания с одних вещей на другие. При этом психология не отвечает на самый главный вопрос - вопрос о смысле человеческой жизни и о том, что бывает с человеком после его смерти. Психология не даёт и не может дать человеку убедительного ответа на вопрос о том, откуда человек получает нравственный закон жизни.

Отвечая на вопрос о смысле жизни, психология, как и психотерапия, дают сугубо земной, т.е. конечный и смертный (как и сама плоть), ответ, что человек живёт для своего счастья. К сожалению, психологи просто не знают вечной и Божественной природы высшего нравственного закона и потому исходят из конечности всего и вся. Именно поэтому они говорят человеку о том, что со смертью для него заканчивается всё, абсолютно всё, ибо потом попросту ничего нет.

И только духовность говорит человеку о том, что в действительности это, конечно же, далеко не так. Только духовность говорит человеку о том, что он живёт на земле для познания и воспитания качества любви и что со смертью для человека не заканчивается абсолютно всё. Только духовность говорит человеку о том, что после смерти телесной человек получает уникальную возможность продолжать своё существование, только уже не в телесной, а в духовной форме, но сохраняя при этом благодаря своей вере и любви и свою душу и осознанность себя. Только духовность говорит человеку о том, что жизнь в духовном состоянии – это тоже жизнь, хотя и совершенно другая, но абсолютно реальная и наполненная глубоким смыслом и переживаниями, которые могут быть как радостными и светлыми, так и глубоко скорбными. Только духовность говорит человеку о том, что именно своей жизнью на земле, её правильностью, нравственностью и чистотой и определяется то, что будет ждать человека, а точнее его душу после смерти: вечная радость или вечная скорбь. И, конечно же, только духовность говорит человеку о том, что Бог любит человека всегда и везде и хочет в нём видеть не своего раба, а своего Сына. Иными словами Бог хочет видеть человека равным Себе во всём и потому даёт человеку уникальную возможность ещё при жизни как бы наработать свой духовный вклад и свою личную Божественность в виде любви, нравственности и культуры. Только духовность даёт человеку ответ на самый главный вопрос о том, что высший нравственный закон жизни он не может создать и установить для себя сам ни при каких условиях. Он может только получить этот закон Свыше и только от Бога, как высшей нравственной и духовной инстанции. Вот какова огромна роль и значимость духовности для «правильного» понимания жизни.

Говоря о «правильности» человеческой жизни и её нравственности, невольно сам собой встаёт вопрос о т.н. греховности человеческой природы, проявляющейся в патологической склонности человеческой натуры ко греху (страстности человеческой природы).

В данной связи есть одно очень интересное наблюдение, также наглядно свидетельствует в пользу повышения в последнее время интереса к духовности. В марте 2008 года епископ Католической церкви Джанфранко Джиротти (Gianfranco Girotti) в интервью официальной газете Ватикана «L'Osservatore Romano» заявил о том, что не следует забывать о тех негативных изменениях, которые имеют место в современном проявлении смертных грехов в условиях нарастающих тенденций ухудшения экологии, социальной сферы, нравственных устоев и т.д. В этой связи епископ предложил расширить список известных грехов, дополнив его т.н. новыми видами прегрешений, свойственных нашему времени, в числе которых он назвал:

- нарушение принципов «биоэтики» в виде сомнительных с точки зрения морали и нравственности биологических экспериментов (со стволовыми клетками, структурами ДНК и т.д.)

- загрязнение окружающей среды

- углубление разрыва между бедными и богатыми

- чрезмерное обогащение части людей

- способствование обеднению значительной части населения

- употребление наркотиков и др.

Данное обстоятельство также является весьма наглядным подтверждением того, что в наше время идёт процесс разрушения моральных и нравственных ценностей современного общества и духовенство вынуждено вмешиваться в этот процесс для поддержания естественной гармонии, чтобы мир не скатывался так быстро в бездну алчности, соперничества, эгоизма и нравственной деградации. Данный факт лучше любых аргументов говорит о повышении в последнее время роли биоэтики. Данный факт самым прямым и открытым текстом говорит всему человечеству о том, что духовность всё активнее бьёт в набат и напоминает человечеству о том, что мир сползает в кювет безнравственности и по этой причине духовенство не может оставаться в стороне от гибельных тенденций.

Именно поэтому, суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что духовность для человечества является в наши дни своего рода главным средством спасения от надвигающейся техногенной, нравственной и экологической катастрофы. Именно поэтому многие сферы человеческой деятельности и в первую очередь медицина, которая находится на самом острие проблем здоровья, начали проявлять столь пристальное внимание к категории духовности.

Говоря о проявлении духовности в современной медицине, нельзя обойти вниманием тему деонтологии и биоэтики, которая стала чрезвычайно важна в последнее время в связи с созданием целого ряда новых биотехнологий в таких областях, как:

- паллиативная медицина (технологии обезболивания и эвтаназии)

- трансплантология (технологии забора донорских органов)

- психиатрия (технологии лечения различных видов зависимостей и расстройств на основе нейролингвистического программирования и кодирования сознания и подсознания)

- генный инжиниринг (технологии генной трансфекции репарации структуры ДНК)

- клонирование организмов (манипуляции со стволовыми клетками и структурами ДНК)

- биомодулирование с использованием нанотехнологий (технологии создания управляющих устройств, вживляемых в различные органы и системы организма ) и др.

Отдельной темой, требующей самого серьёзного внимания, является тема различных биомедицинских исследований на человеке и на животных. Все эти направления требуют от исследователей не просто высокой, а высочайшей нравственности, что возможно опять-таки только на истинно духовной основе.

Не меньшую значимость духовность играет сегодня и применительно к здоровью каждого отдельного человека в его повседневной жизни с точки зрения организации её «правильности». Говоря о способах поддержания здоровья, несложно понять, что духовность интересует человека и современную медицину, конечно же, не в аспекте «чудотворности» её методов, а прежде всего, в аспекте нравственности и обеспечении нравственного подхода человека к своей жизни. Понятно, что именно нравственность обеспечивает эту самую «правильность» организации всей человеческой жизни лучше любых психологических и психотерапевтических приёмов. В то же время нравственность, как мы уже знаем, является выражением духовных законов жизни и предполагает веру в Бога. В этой связи духовность вполне правомерно рассматривать, как нравственный подход человека к жизни, который обеспечивает ему наилучшее качество и максимальную продолжительность его жизни. Если поднять эту планку ещё выше, то можно сказать, что нравственный закон обеспечивает человеку не только возможность сохранения здоровья, но больше того, он обеспечивает ему возможность реальной духовной эволюции и приближения по своим нравственным качествам к самому совершенству - к Богу. Иными словами, нравственный закон обеспечивает человеку Богоподобие. Вот тот самый главный и ключевой смысл благодаря которому духовность так интересует сегодня медицину, независимо от того осознаёт она это в полной мере или нет.

В то же время в числе факторов повышенного внимания к духовности со стороны науки и медицины можно назвать и т.н. естественнонаучный фактор, который связан с более глубоким исследованием самого человека, как единой и взаимосвязанной системы дух – сознание – тело.

Говоря о современной медицине, можно уже смело сказать о том, что она в последнее время всё больше становится по своей сути холистичной, т.е. целостной и потому всё больше смотрит на человека, как на нечто целое. С другой стороны в современной медицине всё активнее начинают проявляться интегративные тенденции, когда в одном технологическом процессе совмещаются (интегрируются) различные подходы. Последнее обстоятельство способствовало появлению к жизни т.н. меж- и мультидисциплинарных подходов, в которых сразу несколько направлений и видов деятельности, таких как: медицинская помощь, психологическая, социальная и духовная совмещены сразу в одном подходе. Речь идёт о современных технологиях амбулаторного ухода и паллиативной помощи. Таким образом медицина 21 века – это не совсем та медицина, которую мы знали и знаем. Медицина 21 века – это в значительной степени интегрированная медицина, в которой работают не столько отдельные специалисты и отдельные технологии, сколько слаженные команды специалистов, использующих арсеналы различных технологий, среди которых есть как стандартные медицинские технологии, так и инновационные технологии медико-психолого-социальной и духовной помощи, поддержки, реабилитации и адаптации.

Если ещё каких-то 10 - 15 лет тому назад в медицине отчётливо просматривался сугубо физиологический и если можно так выразиться «бездушный» подход к работе с живым организмом при котором он был только «тушкой» для препарирования, то сегодня благодаря успехам психологии и психотерапии, медицина всё больше видит человека, как единую систему дух – сознание – тело, не замыкаясь только на плоти (телесном здоровье) или сознании (психическом здоровье). Иными словами, категория человеческого духа и, соответственно, его духовного здоровья становится для медицины всё более значимой частью категории общего здоровья человека.

Развитие таких мультидисциплинарных направлений медицинской помощи, как паллиативная медицина и хосписное дело, где речи об излечении (тела), уже не идёт, а все усилия направлены только на качество жизни (и смерти) человека, всё больше даёт медицине оснований говорить о важности духовного здоровья, как самостоятельной категории здоровья человека. Это связано в значительной степени с тем, что именно духовность человека определяет его отношение к собственной смерти, а значит, определяет всё его духовное и эмоционально-психологическое состояние в заключительный период жизни.

И действительно, опыт работы многих медиков в учреждениях паллиативной помощи и хосписах даёт, пожалуй, самый наглядный пример и подтверждение того, насколько важна категория духовного здоровья в общей составляющей понятия здоровья. Ведь в учреждениях паллиативной помощи и хосписах священники и сёстры милосердия трудятся наравне с медицинским персоналом, при этом духовная помощь востребована пациентами подчас не меньше, а даже больше, чем медицинская. В соответствии с данными ряда исследований, проведённых среди пациентов хосписов, было выяснено, что качество жизни человека от медицинской помощи зависит только на 10 - 15%, тогда как все прочие аспекты, включая психолого-социальные и духовные составляли 85 - 90%.

В ещё большей степени роль духовности возрастает при оказании помощи в самый заключительный период жизни (End-of-Life Carе) человека. В этот период духовность целиком и полностью становится доминирующим аспектом, определяющим качество уже не столько жизни, сколько смерти человека. Именно в этот период духовность даёт человеку невидимый поручень для того, чтобы ступить на символичный паром, который должен отправиться с одного берега реки забвения для того, чтобы переправить человека и его душу на другой берег духовного мира.

Таким образом, значимость аспекта духовности в общей системе медико-социальной, психологической и духовной помощи проявляется в наиболее полной мере именно в заключительный период жизни человека. Отсюда становится понятно насколько трудно дается понимание духовности и Бога молодым людям т.е духовно ещё «не зрелым» и насколько близка и важна духовность для взрослых и пожилых людей, являющихся духовно более «зрелыми». Самое удивительное во всём этом то, что сама духовность выступает в жизни человека по мере его взросления и созревания как то, что в прямом смысле «вызревает» в нас, как невидимый плод, который должен быть кем-то сорван или пожат. Для многих верующих людей не является секретом то обстоятельство, что этим кем-то, для кого и «вызревает» на нашем теле и сознании наша духовность является конечно же ни кто иной, как Сам Господь Бог.

Говоря об использовании духовности в современной медицине, следует обязательно подчеркнуть то обстоятельство, что в зарубежной практике оказания онкологической, сестринской, гериатрической, а также паллиативной помощи, духовность давно уже используется как самостоятельное направление. Во многих крупных медицинских центрах онкологической и паллиативной направленности духовенство, священники, капелланы и сестры милосердия представлены не как вспомогательный, а как основной персонал лечебного учреждения, который наравне с медиками и психологами оказывает целый ряд соответствующих духовных услуг.

Так, в последнем варианте Рекомендаций Евросоюза по организации паллиативной помощи, который называется White Paper on standards and norms for hospice and palliative care in Europe (2009) в числе единиц основного персонала для оказания помощи в процессе ухода за тяжело больными людьми содержатся ставки штатного священника и координатора по организации духовной работы. Данные специалисты должны быть доступны круглосуточно в течение всего рабочего дня (части рабочего дня).

В ряде крупных онкологических центров, включая такие как Центр MDAnderson (США), Слоан- Кеттеринг (США) и др. духовный персонал также входит в число основного персонала медицинского учреждения, а услуги духовников включены в программы работы с пациентами на всех этапах и стадиях лечения тяжелых недугов. Аналогичная ситуация во многих крупных медицинских и реабилитационных центрах мира.

Это всё лишний раз говорит нам о том, что духовность постепенно возвращает сданные за годы господства воинствующего атеизма позиции и всё больше становится социальным гарантом нравственности и культуры человеческих отношений. Это лишний раз говорит нам всем о том, что роль духовности в вопросах всех видов здоровья – и здоровья нравственного, и здоровья психического, и здоровья физического будет только повышаться. Это лишний раз говорит нам всем о том, что аспект духовности сегодня является неотъемлемой частью современной медицины. И это лишний раз говорит нам о том, что каждый человек, будь то здоровый, или имеющий какой-либо недуг, должен непременно открыть для себя факт собственной духовности для того, чтобы с полной осознанностью и ответственностью идти по жизни нравственно и духовно здоровым, будучи ведомым нравственным законом, полученным от Бога, а не порочными страстями взращиваемыми в нас эгоизмом, и приводящим нас в итоге к болезням и страданиям, как в этой жизни, так и жизни вечной.

Многие перед кончиною своею видели смерть. 
Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. 
Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками.
Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущей образованностию мира — этим буйством в отношении к Богу.
Игнатий Брянчанинов ("Слово о смерти")



К.В. Яцкевич

Видео "Реформация"